История Праздника
В чем тут дело? Уж не в родовой ли памяти, которую никакими официозами, никакими сменами религии и социального строя не искоренить? Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 — в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1 по старому стилю) — это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: «а это было об Васильев день». Или — «он нанялся с Васильего дня до Евдокии» (то есть, с 1 января до 1 марта).
Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло — то и произойдет.
На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название — авсень (или — овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда — варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.
Наши археологи считали авсень «земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания» и отыскивали его сходство с Колядой. Но что, на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного места в России, где бы все три обряда совершали вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко «авсень» и вовсе не поминается.
Просмотров: 4215