я  
ищу  
   лет
с фотографией
 




Брянская речная флотилия


Неудачный Прутский поход 1711 года, окончившийся для России унизительным поражением и потерей выхода в Азовское море, не смирил Петра I, сразу после окончания Северной войны начавшего готовиться к реваншу.
Статья написана по материалам раздела karachev32.ru/blog "История Брянского края" сайта "Наш Карачев".
 
Одним из мероприятий, проведённых им в рамках подготовки к новой войне, стало строительство верфи в Брянске, где должны были строиться корабли для действий на Чёрном море, но смерть царя-реформатора заставила надолго забыть об этих планах. Несмотря на это, в Брянске осталась вся необходимая инфраструктура, о которой вспомнили в 1736 году, когда вспыхнула новая война с Турцией.
 
Указом императрицы Анны Иоанновны строительство на Брянской верфи было возобновлено и создана Брянская речная флотилия, задачей которой были транспортные перевозки в интересах Днепровской армии и ведение боевых действий на Чёрном море.
 
Проблема была в том, что верфь в Брянске за 11 лет простоя пришла в полное запустение, корабельный лес отсырел и частично сгнил, а местные крестьяне не владели даже элементарными навыками судостроения. К тому же, как в насмешку, Адмиралтейство выделило для новой флотилии всего 6 морских офицеров и 60 матросов, повелев набирать в экипажи солдат инвалидных и гарнизонных полков. Результат такого отношения к делу не заставил себя ждать.
 
В апреле-июне 1736 года в Брянске было спущено на воду 355 кораблей (прамов, скампавей, дубель-шлюпок) и несколькими эшелонами по Десне и Днепру были направлены к Очакову. Сплав оказался очень тяжёлым: часть судов пришлось бросить, не доходя до днепровских порогов, а через пороги их пришлось тащить волоком, при этом многие корабли пошли на запчасти для своих более сохранившихся собратьев.
 
До Очакова добрались всего 76 кораблей, которые приняли активное участие в его обороне от турецких войск в 1736 году. Для подкрепления уже действовавших на Чёрном море сил, к тому же порядком поредевших из-за штормов, в Брянске были построены ещё 1 прам, 40 галер, 30 бригантин, 60 ластовых судов, 20 венецианских ботов и 50 байдаков, но мореходность их оказалась настолько низкой, что по прибытии они почти сразу были пущены на дрова.
 
В довершение всех бед эпидемия чумы выкосила весь личный состав флотилии. После заключения Белградского мира 1739 года Брянская флотилия была расформирована, а корабли – разобраны.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться




Объявления



бюро реклам




Рассылка
E-mail:






При использовании материалов ссылка на http://vladimirka.ru/ обязательна.

2006-2013 © «Владимирка.ру»
Проект компании «Реарт»
Rambler's Top100