ЭКСКУРСИОННАЯ ИСПАНИЯ
Испания - страна великих открытий, неумирающих традиций и жизнелюбивого народа. Выбрав экскурсионный тур, Вас ждет незабываемое путешествие по крупнейшим городам Испании. Вы увидите Барселону - город архитектуры модерн, Толедо - корону Испании и свет всего мира>, так называли старую столицу, Валенсию, ослепительный Мадрид с роскошными королевскими дворцами, хранящими подлинные шедевры мирового искусства.
Испания - страна роскошных морских курортов, принимающих гостей со всего мира круглый год. Летом здесь хорошо отдыхать на побережье Коста Брава, Коста Дорада, Коста Бланка, Коста Дель Соль, весной, осенью и зимой на Канарских островах: Тенерифе, Гран Канария, Лансароте.
Ибица - третий по величине остров Балеарского архипелага и самое тусовочное место на земле. Остров невелик - всего 40 на 20 км. Тем не менее, здесь есть все для полноценного и интересного отдыха. Море веселья, развлечений и, конечно же, солнце, пляжи и чистейшая вода.
Мало пока кому известно, что Испания - это страна горных лыж. Лыжный регион Сьерра Невада стал известен всем любителям горных лыж после того, как в 1996 г. здесь был проведен чемпионат мира по зимним видам спорта. Сьерра Невада - самый южный из всех европейских горнолыжных курортов - находится на Юге Испании, всего в 32 км от Гранады. В хорошую погоду прямо с горнолыжных склонов можно увидеть Средиземное море и туманные очертания Африки.
И все же, несмотря на то, что самый жаркий континент планеты находится здесь в пределах прямой видимости, горнолыжный сезон на Сьерре Неваде длится почти также долго, как и на других европейских курортах. Почти все трассы здесь оборудованы снежными пушками, так что даже в случае внезапной оттепели качество снежного покрова будет поддерживаться на высоте. На Сьерре Неваде предусмотрены самые разные категории склонов. Удовольствие от катания гарантировано всем - от начинающих, до самых профессиональных горнолыжников.
Богатая культура, обилие великолепных архитектурных памятников, особый национальный колорит испанских городов и деревень, прекрасный климат и чудесные морские курорты ждут Вас в Испании.
Хиральда - это не только символ Севильи, но и символ перекрестка цивилизаций и эпох. До сих пор точно неизвестно когда был заложен первый фундамент минарета главной мечети Севильи, ныне Хиральды. Свое название Хиральда башня получила в XVI веке, когда на ее макушке была установлена фигура святого ангела, вращавшая от дуновения ветра. По-испански вращаться - girar, поэтому и башню назвали Хиральда. Хиральда стала символом Севильи и гордостью мусульманской Испании, вызывала зависть у соседних арабских государств и вожделение у христиан, она была убежищем художников, и даже "тоской для отправлявшихся в путь".
Хиральду начали строить в 1184 г., во времена правления Якуба ибн Юсуфа по проекту архитектора Ахмеда бен Бану. Достроена она была в 1198 г. Древняя часть башни имеет высоту в 70 метров. Ее основание сложено из камней, взятых из разрушенных древнеримских построек, и на некоторых камнях до сих пор можно видеть полустертые латинские надписи. Башня довольно массивна, в плане она представляет собой квадрат со стороной 13,6 метра. Толщина стен у основания достигает трех метров. Однако изящный восточный орнамент, словно легкая сетка, наброшенный на поверхность стены, придает башне ощущение стройности и легкости. На плоской крыше минарета находилась обсерватория - одна из крупнейших в то время в Европе.
В мавританскую эпоху Хиральду увенчивали 4 медных позолоченных шара. В одной из старинных хроник рассказывается, что, когда солнце освещало золотые шары Хиральды, их свет был виден на расстоянии дня пути от Севильи. После постройки Севильского собора мусульманский минарет стал колокольней христианского собора. В1560-1568 гг. известный испанский архитектор Эрнан Руис надстроил еще 5 ярусов Хиральды. Они постепенно суживаются кверху. В нижнем, самом просторном ярусе, подвешено 25 колоколов, а последний ярус служит постаментом для бронзовой статуи Веры со знаменем в руках, выполненной в 1568 г. скульптором Бартоломе Морелем. Эта четырехметровая статуя-флюгер - хиральдильо (от испанского girar - вертеться, вращаться) и дала название всей башне
Еще один символ Севильи - Золотая Башня. Она была построена в 1120 году по приказу представителя Халифа Марокко в Севилье и названа Борг-Аль-Дсагеб, что по-арабски значит Золотая Башня. Такое имя Башня получила потому, что кирпичи из белой глины, из которых она была сложена её верхняя часть, блестели на солнце так, что казались золотыми. Золотая Башня была одна из боевых башен Алькасара - замка Севильи и была соединена со стеной.
За прошедшие столетия Золотая башня не раз меняла свое назначение: служила тюрьмой, часовней, некоторое время здесь хранились сокровища короля Педро Жестокого, у ее стен разгружались корабли, прибывшие из Нового Света. Позднее башня стала принадлежать Городскому совету. Недалеко от Золотой Башни находится арена для боя быков Маэстранса. Она была построена в 1763 г. и является одной из самых больших и знаменитых в Испании.
В настоящее время в Золотой Башне находится городской музей навигации.
Центром этого района является знаменитый Севильский собор.
Сегодняшний собор Санта Мария де ла Седе (Кафедральный собор Севильи) стоит на месте Большой мечети, построенной кордовским халифом Абу Якубом в IX в. В первые годы XV в. мечеть была разрушена и на ее месте началась постройка христианского храма.
Собор строился с 1402 по 1506 г., и это, как обычно, привело к смешению стилей в архитектурном облике собора.
Размеры Севильского собора составляют 129 x 76 метров. Он со всех сторон застроен домами, и только главный фасад - западный - доступен для полного обозрения. Фасад украшают многочисленные терракотовые изображения епископов и святых.
Высота центрального нефа достигает 36 метров, а боковых - 25 метров. Интерьер собора освещают 75 окон. Цветные витражи, изготовленные в начале XVI в. мастером Кристофом Алеманом, считаются одними из лучших в Европе по выразительности изображений и цветовой насыщенности.
В апсиде за Главной капеллой находится Королевская капелла. (Capilla Real) она была сооружена в 1575 г. В капелле находятся гробницы испанских королей Альфонса X Мудрого и Педро I Жестокого. Здесь же хранится статуя "Королевской Мадонны" (Virgen de los Reyes) - покровительницы Севильи. Статуя мадонны размером в человеческий рост была вырезана из кедра в XIII в. Первоначально волосы ее были сделаны из золотых нитей, а голову увенчивала золотая корона. Внутри статуи находился механизм, позволявший мадонне поворачивать голову. Впоследствии золотые волосы были заменены шелковыми, корона пропала, механизм давно неисправен, но "Королевская Мадонна" и сегодня считается покровительницей города и глубоко почитается. В Севильском соборе находится и другое глубоко почитаемое изображение Мадонны - "Мадонна -исцелительница" (Virgen de los Remedios), выполненная неизвестным испанским мастером в XVI в.
Рядом с Королевской расположена капелла Св. Петра (Capilla de San Pedro). Ее украшают многочисленные работы знаменитого испанского живописца Франсиско Сурбарана. В свое время он был назначен городским советом на должность главного художника Севильи и много потрудился над украшением города, включая и главный городской собор.
У южной стороны собора размещена главная ризница (Sacrist&icute;a Mayor), где хранятся картины кисти Мурильо и других испанских художников. Но главным сокровищем ризницы является огромная серебряная дарохранительница (Custodia), изготовленная в XVI в. мастером Хуаном де Арфе. этот изготовленный из чистого серебра ковчег достигает трех метров в высоту и обильно украшен скульптурой и орнаментом. В ризнице хранится и множество других реликвий, в том числе ключ от ворот Севильи, врученный маврами испанскому королю во время сдачи города. На ключе вырезана арабская надпись: "Да дарует Аллах вечное господство Ислама в этом городе".
В сакристии Лас Калисес, соседствующей с главной ризницей, находится множество картин испанских живописцев различных времен, в том числе большое полотно "Святая Юста и Святая Руфина", принадлежащие кисти Гойи. Святые Юста и Руфина считаются покровительницами Севильи и их изображения можно встретить повсюду в соборе, в том числе в ретабло Главной капеллы. Для написания этой картины Гойя специально приезжал в Севилью, и обе святые изображены им на фоне Хиральды - символа города. Рядом находится огромная, более 16 метров в высоту, картина "Святой Христофор переносит младенца Христа через реку", написанная художником Матео Пересом де Алесио. В Испании Св. Христофор считался избавителем от насильственной смерти и покровителем путешественников. Его изображение было обязательным для любой церкви. Святой Христофор из Севильского собора - самое большое в Испании изображение этого святого.
Неподалеку от стены с изображением Св. Христофора находится гробница одного из самых известных в мире людей - Христофора Колумба, первооткрывателя Америки. Существующая гробница изготовлена скульптором Артуро Мелида в 1891 г. Многие исследователи считают эту гробницу символической, т.к. существуют основания полагать, что сами останки Колумба захоронены в другом месте. Зато точно известно, что в Севильском соборе погребен сын великого мореплавателя - Эрнандо Колумб. Его могила находится в центральном нефе, между главным порталом и хорами. Эрнандо Колумб основал при Севильском соборе знаменитую Колумбийскую библиотеку, которая насчитывает сегодня около трех миллионов томов, включая редчайшие древние манускрипты, в том числе подлинные рукописи самого Христофора Колумба. С именем Колумба в Севилье связано очень многое - ведь после открытия Америки испанский король даровал Севилье монопольное право на торговлю с Новым Светом и именно отсюда уходили к берегам нового континента корабли купцов и конкистадоров. А первым, что видели возвращавшиеся из плавания моряки, была высоко взлетающая над городом Хиральда, увенчанная статуей Веры...
Строительство биржи продолжалось с 1582 по 1598 г. Проект здания был создан Хуаном Эррерой - выдающимся испанским зодчим, строителем знаменитого Эскориала. Здание биржи недолго служило своему прямому назначению. С середины XVII в. в нем стали проходить собрания созданной в Севилье Академии художеств. Президентом Академии был избран великий живописец Бартоломе Эстебан Мурильо. В настоящее время здесь размещается Генеральный архив Индий - здесь хранятся архивы, документы, карты и письма, связанные с открытием Америки.
Севилья - центр корриды и фламенко. И, конечно, здесь своя неповторимая кухня. Приехав в Севилью, не поленитесь зайти в небольшое кафе и выпить рюмочку Хереса или Мансанильи - яблочной настойки - традиционных напитков Севильи.
Мадрид - столица Испании - город, где уют и очарование центра с маленькими улочками, площадями и множеством архитектурных памятников гармонично сочетается с современными районами, их широкими проспектами и высотными зданиями.
В центре обязательно нужно пройтись по пешеходным улицам, включив в свой маршрут посещение трех исторических площадей Мадрида - Главной Площади (Plaza Mayor), центральной площади "Ворота Солнца" (Puerta del Sol) и Площади Испании (Plaza de Espana) с памятником Дон Кихоту и Санчо Пансо. Вас поразит атмосфера открытости и гостеприимства этого древнего города с бесчисленным количеством баров и ресторанчиков, в каждом из которых Вас ждут теплый прием и изысканные блюда испанской кухни. Мадрид хорошо известен в мире искусства своими музеями, главный из которых - музей Прадо - увлечет Вас в прошлые века шедеврами великих художников - Веласкеса, Гойи, Пикассо, Эль Греко.
В Национальном музее (центре искусств им. Королевы Софии) расположена постоянная экспозиция современного искусства Испании. А в Национальном археологическом музее выставлены коллекции старинных монет, изделий из керамики, предметов найденных при раскопках по всей территории Испании. В Королевском Дворце интересно будет осмотреть дворцовые залы, нумизматический музей, Королевскую библиотеку, музей музыки, прикладного искусства и живописи, Королевскую аптеку и оружейный музей.
В центре города на площади Конде де Миранда находится возведенный в 1607 году монастырь "Карбонерас", в нем хранятся старинные картины. Рядом с площадью "Энкарнасьон" расположены Королевский театр и моснастырь "Энкарнасьон", построенные в 17 веке. На площади "Дескальсас" в женском монастыре "Дескальсас Реалес", основанном в 16 веке, в свое время находили приют высокопоставленные особы, которые при поступлении в монастырь жертвовали ему разнообразные произведения искусств из своих коллекций, благодаря чему теперь в местном музее выставлены шедевры мирового искусства.
Главной достопримечательностью Мадрида "австрийской эпохи" по праву считается Пласа Майор , которая долгое время была главной площадью города (ее название так и переводится - Главная площадь).
История площади восходит к эпохе короля Энрике II. Тогда она была известна под названием Аррабаль (пригород, предместье). И действительно, площадь первоначально находилась за городской стеной. Постепенно она приобрела значение важнейшего рынка, и Филипп II приказал архитектору Хуану де Эррере перестроить старую площадь, но проект так и не был осуществлен. В 1619 г. при Филиппе III площадь все же перестроили.
Так как большинство домов были деревянными, площадь часто подвергалась пожарам. После пожара 1790 г. архитектор Хуан де Вильянуэва, которому поручили восстановить Пласа Майор, соединил все дома по периметру площади, проделал в них арочные проезды и заменил, там, где это оказалось возможным, дерево на камень. Работа затянулась на 60 с лишним лет. Лишь в 1853 г. были лквидированы последствия пожара в восточной части площади.
Внутри Панадерии на верхних этажах находились роскошные залы, где во время праздников давались пышные приемы и отдыхали их величества, утомившиеся от зрелищ. Позднее в здании размещалась Академия благородных искусств, а потом Академия истории. С 1880 г. здесь хранится городской архив. Напротив Булочной, как свидетельство соперничества двух цехов, была построена Каса де Карнисерия (мясная лавка). Балконы этого дома в дни зрелищ тоже считалась вполне престижными ложами. Да и все другие балконы - всего их насчитывалось 477 - тоже распределялись в зависимости от положения и финансовых возможностей зрителей. Из-за мест на балконах часто возникали ссоры, которые порой заканчивались дуэлями. В торжественные дни по краям площади расставляли деревянные многоступенчатые трибуны. Всего площадь могла вместить до 50 тысяч зрителей.
На площади состоялись премьеры пьес Лопе де Вега, Кальдерона де ла Барка, Велеса де Гевара. Здесь же проводились военные парады, бои быков и казни.
Одна из самых первых и самых пышных коррид была проведена на Пласа Майор 4 мая 1623 г. в честь принца Уэльского. Обычно бои устраивались в дни святых, считающихся покровителями Мадрида: Св. Хуана, Св. Анны и Св. Исидро, а также в связи с такими знаменательными датами, как рождение принцев и инфант, визиты заграничных гостей. В 1789 г. здесь выступали "самые знаменитые шпаги" в истории корриды - Педро Ромеро, Пепе-Ильо и Костильярес, а арена была декорирована великим Гойей. Последняя коррида состоялась на Пласа Майор в 1846 г. В самом центре площади на гранитном постаменте возвышается бронзовая конная скульптура короля Филиппа III работы фламандского мастера Хуана де Болоньи.
В обычные дни Пласа Майор превращалась в большой торговый центр. Лавки были поделены между цехами, главенствующее положение среди которых занимали продавцы сукна, холстов и шелка. С годами одни лавки исчезали, другие появлялись, но всегда Пласа Майор считалась престижным местом для покупок.
Что касается нынешних лавок, то они в основном сохраняют облик конца прошлого века - с деревянными вывесками, покрашенными в черный или коричневый цвет, и с характерными для той эпохи шрифтами.
По воскресеньям площадь приобретает необычный вид. С утра от 400 до 600 лотков выставляют здесь продавцы почтовых марок, монет, денежных купюр, памятных медалей. На Пласа Майор собираются тысячи филателистов и нумизматов.
С утра и до поздней ночи на Пласа Майор работают многочисленные кафе, рестораны, бары, сувенирные лавки. Туристов развлекают самодеятельные музыканты, предлагают свои работы уличные художники.
По праздничным дням на площади организуются концерты на открытом воздухе.
Согласно преданию, статую Пресвятой Девы Альмудены привез в Испанию апостол Иаков, который в I веке проповедовал христианскую веру на Пиренейском полуострове. Когда эти земли захватили арабы, верующие спрятали статую своей небесной покровительницы от завоевателей. Король Альфонс VI, отвоевавший в 1083 году Мадрид у арабов, знал, что в городе хранится чудодейственный образ Пресвятой Девы, но все попытки найти его были напрасны. Только после торжественного молебна, когда процессия во главе с королем двигалась по улицам Мадрида, из стены одного дома вдруг выпало несколько камней, и статуя предстала перед взорами изумленных верующих.
На протяжении нескольких веков статуя Святой Альмудены хранилась в старинном мадридском соборе Санта-Мария, а после его сноса - в одном из монастырей. Нынешний собор Святой Альмудены был заложен в 1833 году прямо напротив королевского дворца. Работы по его возведению продвигались очень медленно, а незадолго до Гражданской войны в Испании вообще приостановились. Возобновились они только в 1944 году, и к настоящему времени собор возведен практически полностью, но внутри он почти пуст. На стенах его отсутствует всякое убранство, однако, несмотря на это, в 1992 году папа Иоанн Павел II освятил собор.
В ночь под Рождество 1734 г., когда королевская семья находилась во дворце Буэн Ретиро, старый Алькасар, построенный в средние века и реконструированный при Карле V, сгорел почти дотла. В огне погибла богатейшая коллекция картин, другие редчайшие произведения искусства. В 1737 г. были разобраны остатки Алькасара, а в апреле 1738 г. в торжественной обстановке в основание нового дворца был заложен первый камень, освященный архиепископом. Под камень положили свинцовую шкатулку с монетами, отчеканенными в Мадриде, Сеговии, Севилье, Мексике и Перу. В строительстве дворца приняли участие известные испанские архитекторы.
Строительство шло довольно быстро по тому времени. Для перевозки камня из Гуадаррамы и Кольменара использованы тысячи быков и мулов. И все же только через 23 года король Карл III смог поселиться в одной из частей дворца. Работы после этого продолжались еще почти четыре десятка лет и завершились в 1807 г. Вход во дворец открыт через Оружейную площадь, которая долгое время служила для церемоний смены королевского караула и военных парадов, привлекавших множество мадридцев. В 1879 г. по случаю второй женитьбы Альфонса XII были объединены три зала, которые образовали салон для торжественных приемов, где и сейчаc устраивают обеды по случаю приезда в Испанию глав иностранных государств.
Королевский дворец обладает значительной коллекцией живописи. Здесь хранятся четыре кортины Гойи: два портрета Карла IV, на одном из них монарх изображен в костюме охотника, на другом - в королевском наряде, и два портрета королевы Марии Луизы - в парадном платье и в народном костюме.
В собрании дворца представлена фламандская, итальянская и испанская живопись, в том числе "Голова женщины" Веласкеса, портреты Филиппа III и Маргариты Австрийской, созданные в 1621 г. Бартоломе Гонсалесом, портреты Филиппа IV и Изабеллы де Бурбон, приписываемые Рубенсу.
Кроме того дворец знаменит своей коллекцией гобеленов (многие из которых воспроизводят сцены из "Дон Кихота"), ковров, старинных часов, люстр, кувшинов, скульптур, музыкальных инструментов, оружия, мебели.
С 1950 г. по решению Административного совета национального достояния дворец был открыт для посещения публики. Король же в нем появляется лишь во время торжественных приемов по случаю государственных визитов и на церемониях вручения верительных грамот послами. Официальные встречи и беседы он проводит в своем загородном дворце Сарсуэла, там же монарх постоянно живет.
До начала XIX в. жилые дома подступали почти вплотную к фасаду дворца и не давали возможности увидеть его во всем величии. Лишь в 1811 г. по приказу Жозефа Бонапарта были снесены несколько кварталов перед дворцом, в том числе два монастыря, церковь и 56 жилых домов.
Только в 1814 г. был издан приказ от 26 декабря об окончании постройки здания, уже сильно пострадавшего от наполеоновских войск. Теперь было решено поместить в новое здание музея и художественные сокровища дворцов, апартаменты которых обновлялись в духе современных вкусов. Вначале в здание нового музея были отправлены произведения, находившиеся во дворцах Мадрида и Аранхуэса. Музей Прадо в Мадриде был торжественно открыт 19 ноября 1819 г. Вначале музей состоял из сравнительно небольшого количества картин: их было всего 311. Произведения отбирались для музея с большой строгостью. Так, совершенно не допускались картины с обнаженной натурой: из дворцовых собраний их передали в закрытые фонды Академии В настоящее время музей Прадо обладает одним из крупнейших в мире собранием произведений искусства со времен античности до наших дней. Коллекция экспонируется в двух зданиях - здание Вильянуэва на бульваре Прадо (основная экспозиция) и Касон дель Буэн Ретиро (испанская живопись XIX-XX вв.).
Адрес: Paseo del Prado, S/N.
Время работы:
Вторник - воскресенье - с 9:00 до 19:00.
Праздничные дни - с 9:00 до 14:00.
Понедельник - выходной.
История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армия Филиппа II победила французов в битве во Фландрии. В этот день католическоя церковь отмечает память Св. Лаврентия, раннехристианского мученика, сожженного римлянами на решетке-жаровне. Это орудие пытки стало символом Эскориала. Само здание Эскориала по форме напоминает решетку, а ее изображение многократно повторяется в деталях отделки интерьеров. Большую часть дворцового комплекса при Филиппе II занимал монастырь монахов-иеронимитов, который частично сохранился до наших дней.
Строительство комплекса началось в 1563 г. и продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик великого итальянца Микеланджело, а после его смерти в 1569 г. завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки.
Наследники Филиппа II предпочитали более пышные и просторные апартаменты и к тому же не горели желанием непременно и всегда видеть перед собою главный алтарь. Поэтому они расширили дворец, сделав пристройки к северной стороне церкви.
Холодной строгостью отмечено убранство внутренних апартаментов Эскориала. Наиболее красиво и выдержанно оформлена библиотека, размещенная в длинной галерее у западного входа. Филипп II еще при жизни мог оценить и увидеть ее во всей красе. Плафон библиотеки, которая хранит ценнейшее собрание книг и рукописей, покрыт аллегорическими изображениями наук и искусств. Своей библиотекой Эскориал уступает лишь Ватикану. Здесь хранятся рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Терезы. Здесь же находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии, начиная со Средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплетов.
Основное украшение жилых помещений Эскориала - великолепные картины. Здесь можно увидеть шедевры таких великих живописцев, как Босх, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейк. Особенно много полотен художников фламандской школы. Во дворце экспонируется также ценная коллекция настенных ковров, некоторые из которых вытканы по эскизам Рубенса и Гойи. Одна из целей строительства Эскориала - создание мавзолея для отца Филиппа II короля Карла V. Его останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепная усыпальница из бронзы, мрамора и яшмы был сооружен в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 г. Здесь покоятся останки всех королей Испании, начиная с Карла V.
Напротив мавзолея находится Пантеон принцев, возведенный в XIX в. Последним здесь был похоронен единственный король, который не занимал престол - Дон Хуан Бурбон, отец нынешнего короля Хуана Карлоса. Он был удостоен такой чести за поддержку демократии при Франко и за отказ от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.
Барселона - столица Каталонии, город, который невозможно забыть, побывав здесь хотя бы раз. Всевозможные стили и эпохи перемешались в разнообразной и неповторимой архитектуре этого всемирно известного города. Самая старая часть города - это готический квартал, названный так из-за обилия в нем архитектурных построек в готическом стиле, самой высокой точкой которого является Барселонский акрополь, здесь же стоит кафедральный собор, который воздвигали в течение шести веков. Готический квартал давно слился с современной жизнью Барселоны и частично изменил свой облик - на некоторых древних фундаментах воздвигали новые дома, часть сооружений подвергались перестройке (в их числе - фасады старинных дворцов, Кафедрального собора, городского совета и биржи). Всюду господствует потемневший, прекрасно отесанный камень. Некоторые улицы подобны ущельям, где лишь угадывается солнечный свет.
Особенно впечатляет Готический квартал с его холодными узкими переулками, который на семь веков старше других районов Барселоны. Напротив, широкие, освещенные по ночам проспекты л'Эшампла выглядят необыкновенно приветливо и мирно. Улица Диагональ пересекает центр города. Отсюда протянулась цепочка бульваров, где царит суматошная атмосфера.
Церкви XII века соседствуют с поистине монументальным сооружением, собором Саграда Фамилия ("Святое семейство"), который до сих пор находится в процессе строительства. Здесь стоит особо отметить талант знаменитого архитектора Антонио Гауди , чьи удивительные и даже мистические сооружения покоряют как жителей Барселоны, так и иностранцев, приезжающих в этот город.
Храм "Святого семейства"- это визитная карточка Барселоны. Постройкой этого собора, искупительного Храма, Гауди стремился искупить грехи современного материального мира, провозгласить равенство и единство народов.
Знаменитый бульвар Рамбла для Барселоны - то же, что Арбат для Москвы, Невский для Петербурга, Монмартр для Парижа. Это средоточие достопримечательностей, место развлечений и праздничных гуляний.
Рамбла протянулась из сердца города - площади Каталонии до городского порта. В начале Рамбла - отлитый в прошлом веке из железа фонтан Каналетас, а завершением ее служит доминирующий над всем портовым районом 87-метровый памятник Колумбу. Чуть в стороне от него находиться церковь Мерседес, посвященная Божьей матери "Милосердие", покровительнице Барселоны. В ее честь каждый год проводится грандиозный праздник, вовлекающий в свой водоворот чуть ли не всех жителей и гостей города.
В эти дни Рамбла особенно красочна и многолюдна. Просторная, обсаженная платанами, она наполняется веселой толпой. Это искреннее, почти детское веселье передается здесь, на Рамбла, всем, кто стекается с разных концов земли на эту одну из самых прекраснейших улиц мира.
Стоящие вдоль нее дома поражают монументальностью и изысканностью фасадов. Многие из них построены в 18 веке, когда на месте Рамбла (так называют в Испании пересохшее речное русло), огибавшей городскую стену, стал создаваться новый район города. Сейчас здесь множество театров, музеев, научных учреждений. Ни в одной европейской столице не ощущаешь такого средоточения культурной жизни, как в Барселоне. На Рамбла на каждом углу указатели: библиотека Каталонии, Музей театрального искусства, Центр искусств, Музей восковых фигур, Музей современного искусства, Музей Пикассо.
Не более легкий хлеб, хотя и требующий совсем другого рода усилий, у танцовщика, исполняющего народный танец сарданеллу сразу за двоих партнеров, напялив на себя балахон с куклами, изображающими мужскую и женскую фигуры в национальных нарядах. Он, наклонившись под прямым углом к земле, выплясывает столь стремительно и задорно, что не видевший начала танца прохожий едва ли догадается, что танцует один человек.
По праздникам на Рамбла у здания Министерства культуры формируется группа "гигантов" для участия в параде, который пройдет от площади Каталонии до площади Мерседес - центра гуляния. Кукол 4-метрового роста выносят из дверей здания и устанавливают на тротуаре. Под платьем у них - деревянный остов, внутрь которого залезает человек. Его задрапировывают тканью, и вот уже ожившие куклы, кружась и пританцовывая, под звуки музыки движутся к месту сбора участников парада.
На противоположной стороне улицы - другое шествие: идут карабинеры одетые в мундиры, сверкающие золотым шитьем. По знаку командира они производят через равные промежутки времени залп. Старайтесь стоять не слишком близко к краю тротуара: вас может обжечь разлетающимся горячим порохом, а то и оглушить взрывной волной.
И вот вихрь ритмов, красок, разноязычного гомона выносит вас на площадь Каталонии, в центре которой - высокая трибуна. К площади со всех сторон, как реки в море, устремляются пестрые бурлящие потоки участников карнавала. Кого тут только нет! Вот целая толпа женщин и мужчин, гордо несущих перед собой огромные животы. Вот лихо отплясывающие гномы, драконы, грифоны, громадные курицы. Все они проходят по площади под звуки бравурного марша. А вот - гиганты: бесконечная вереница самым причудливым образом разряженных голованов. Одна за другой проходят пары венценосных особ, а за ними представители всех слоев общества, одетые с точным соблюдением всех исторических и этнографических деталей. Целые композиции посвящены цеховым объединениям. Вот группа, изображающая море, плывущий по нему корабль, рыб и гигантского осьминога. Тут же - рыбак и рыбачка, несущая на плечах наполненную дарами моря корзину. Далее - крестьяне в окружении добытых ими плодов земных. Ремесла сменяются искусствами. Медленно наплывает на зрителей "женщина с птицей" - абстрактная скульптура Миро, за ней фрагменты его фантасмагорических полотен. Далее - буйный полет фантазии Дали и Пикассо.
Вообще Барселона с давних времен - один из главных культурных центров Испании, своего рода "испанский Париж". Особенно привлекала она художников, писателей, артистов в начале прошлого столетия.
Да и сегодня Барселона может соперничать с любым городом мира по бесконечному разнообразию памятников, театров, музеев, спонтанных проявлений культурной жизни на площадях и улицах города.
Продолжая осмотр Барселоны, Вы попадёте на площадь Испании (Pla?a Espanya), относящейся к монументальному комплексу Монжуик, построенному в период Всемирной выставки 1929 г. Комплекс включает в себя: Национальный дворец, павильон выставок, Дворец нации, построенный в стиле псевдоренессанса, фонтаны, сады и т. п. Здесь же на склоне горы Монжуик Вы посетите музей под открытым небом "Испанская деревня" (Poble Espanyol), в котором представлены наиболее характерные типы домов, построек, улиц и площадей разных испанских провинций и районов. Выше музея располагаются спортивные сооружения Олимпийского кольца, сконструированные к Олимпийским Играм 1929 и 1992 гг, куда входят - Олимпийский стадион, Дворец спорта "Сан Джорди", олимпийская галерея.
Со смотровой площадки "Мирамар" открывается замечательная панорама города и Барселонского порта.
В старой части города многое напоминает о разных культурах, привнесенных разными народностями и расами, сплав которых и образовал нынешний валенсийский народ, говорящий - помимо испанского (или кастильского) на своем, валенсийском языке: - оба они считаются официальными языками автономной области, а потому везде надписи и указатели пишутся на том и на другом. Крепостные стены Валенсии со временем были снесены и от них остались лишь знаменитые башни Серрано и Кварт, от эпохи средневековья хорошо сохранилась городская застройка с узкими улочками. В этой части города" выделяется живописная площадь-ансамбль де-ла-Вирхен с собором Пресвятой Девы - защитницы Бесприютных, являющейся покровительницей Валенсии. Тут же, рядом - архитектурный символ города башня Мингелете: величественный дворец Валенсийского правительства в готическом стиле; модернистский Центральный рынок и жемчужина валенсийского зодчества - рыбная биржа Лонха.
Есть в Валенсии и незаурядные интересные архитектурные сооружения последнего времени. Это, прежде всего, ультрасовременный Дворец Музыки на берегу старого русла Турия с удивительно удобной планировкой и замечательной акустикой, где регулярно выступают лучшие музыканты мира. Интересен и один из новых мостов через реку Турия, напоминающий парус белой яхты - он построен всемирно известным архитектором-валенсийцем Сантьяго Калатрава.
Прекрасно оборудованные пляжи расположены на всем 500 километровом побережье провинции Валенсия. Они условно разделены на зоны Коста-де-Асаар (Берег апельсинового аромата) на севере в провинции Кастельон, где наиболее крупными курортами являются Пеньискола, Алькосебре, Оропеса, Беникасим; на Коста-де-Валенсиа в одноименной провинции, - где наиболее крупные курорты Сагунто, Бальвароса, Салер, Перельонет, Кулера, Гагуя и Олива; на Коста-Бланка (Белый берег) на юге - в провинции Аликанте: там курорты Дения, Хавеа, Бенидорм, Торревьеха (это место, где приезжие из России уже создали свою маленькую колонию).
История города теряется в глубине веков, ведь уже в бронзовом веке эти места были населены. С течением времени одна цивилизация сменяла другую, и каждая оставила свой след. Город был основан римлянами в 138 г. до Р.Х. и назван Валентией. В новой колонии быстро развивалась коммерция и культура, так как ее пересекал торговый тракт "Via Sucronense". Развитие города застыло при владычестве вестготов, но с приходом мусульман в 718 г. Валенсия начала быстро расти. Во времена Кордовского халифата ее население насчитывало 15 000 жителей. Эпоха наивысшего великолепия приходится на XI в., когда Валенсия становится столицей королевства мавров. В 1093 г. город был завоеван Сидом, но правление этого героя было недолгим. Через девять лет город снова оказался в руках арабов.
Окончательное возвращение города в христианское лоно произошло в 1238 г. при короле Иакове I. Хотя мусульманское владычество охватывает пять веков, от него почти не сохранилось никаких следов. Тем не менее, именно тогда в долине была создана система орошения земель, и стали проводиться знаменитые заседания "Водного трибунала", который следил за порядком распределения воды. С другой стороны, религиозная терпимость, существовавшая в период мусульманского владычества, сохранилась и после завоевания города христианами. Лишь в 1609 г. был издан указ об изгнании моресков. В результате, страна была повержена в глубокий экономический кризис, так как в то время арабы составляли треть населения. 9 октября 1228 г. в город вступил король Иаков I - в настоящее время эта дата отмечается как День Валенсии.
Во время войны за Испанское наследство Валенсия взяла сторону архиепископа Карла Австрийского. В итоге, после победы Бурбонов в битве при Альмансе в 1707 г. город утратил хартию. В XIX в. оживление культурной и экономической деятельности, особенно, торговли цитрусовыми и рисом, способствовали большим преобразованиям города. В 1865 г. была снесена оборонительная стена, и город вышел за ее пределы. Во избежание частых и разрушительных наводнений реки Турии ее русло было изменено, последнее наводнение произошло в 1957 г.
На площади более миллиона квадратных метров старого русла были разбиты сады. На этой территории построено также множество увеселительных и культурных учреждений. Среди них дворец Музыки, Город Искусства и Науки - все это современные постройки. Благодаря новому городскому пространству, широким возможностям культурного отдыха, историческому центру, пляжам, местной кухне и благотворному климату, Валенсия стала крупным центром туризма.
Валенсия слывет радостным, открытым и гостеприимным городом, во многом, безусловно, благодаря своему климату. Валенсийцы предпочитают находиться вне дома, гулять в парках, загорать на пляже или созерцать закат солнца у озера Альбуфера. "Фальяс", июльская ярмарка и другие многочисленные праздники позволят нам лучше узнать город во всем его великолепии.
Валенсийский собор расположен на площади Святой Девы. Это центр старинного города: сначала на этом месте был построен римский театр, позже здесь обосновались вестготы, затем мусульмане. В то время площадь представляла собой остров, разделявший реку Турию на два рукава. Напоминанием о старинной реке тихо струятся воды фонтана, украшающие центр площади. В скульптурной группе семь юных дев окружают центральную фигуру, они символизируют реку и оросительные каналы. На просторной площади всегда многолюдно: одни прогуливаются, другие смотрят на них, сидя на террасе кафе и наслаждаясь напитками. Это главная городская площадь, на нее выходят собор, базилика Святой Девы Отверженных, считающейся покровительницей Валенсии, и здание Хенералитата, автономного правительства области.
Там, где во времена вестготов стояла епископальная церковь, где позже мусульмане построили огромную мечеть, в настоящее время возвышается собор, более известный среди жителей Валенсии как "Сеу" - Святое место. Строительство собора началось в 1262 г. в духе готической и цистерианской архитектуры и продолжалось до XVIII в. Архитектурный ансамбль сочетает в себе большое разнообразие стилей. Эклектику архитектуры нетрудно заметить при внешнем осмотре здания, трех входных ворот и прочих элементов.
Собор выходит на площадь Святой Девы Апостольскими вратами. Арочная конструкция ворот характеризуется чистотой линий, ее строительство относится к первой половине XIV в., автор, предположительно, Николас де-Аутона.
Под сводами арки по четвергам, ровно в полдень собирается "Водный трибунал". Нет сомнений, что это старейшее судебное учреждение во всей Европе. Известно, что его заседания проводились еще в конце IX в. Трибунал выносит решения по спорным вопросам распределения воды, идущей на орошение валенсийской долины. Решение принимается сразу же, только в устной форме и на валенсийском наречии. Решения неукоснительны и не подлежат пересмотру. Арка собора и боковая сторона базилики Святой Девы Отверженных разделены небольшой улочкой. Ее украшают аркады, построенные в 1566 г., и часовенка, огражденная решеткой. Согласно легенде, в ней отслужили первую мессу после завоевания города Иаковом I. На уровне апсиды, на площадь Альмоины выходят Дворцовые врата, самые древние, построенные в конце XIII в. Архитектура ворот отличается позднероманским стилем, круглыми арками и капителями, украшенными сценами Ветхого завета. Необычен козырек ворот, он опирается на четырнадцать консолей, каждая в форме человеческой головы. Они символизируют семь свадеб, сыгранных по монаршей воле Иакова I. Чтобы пополнить население завоеванного христианского города, король приказал выдать замуж за своих воинов семьсот девушек из Лериды.
Наконец, на площадь Королевы выходят врата "дес-Ферс". Они служат главным входом в церковь. Их строительство было предпринято в 1703 г. Немецкий архитектор Конрад Рудольф следовал образцам итальянского барокко XVII в., под явным влиянием Бернини. Врата были задуманы в виде ретабло из резного камня с выпуклыми и вогнутыми линиями. В испанской архитектуре с традиционными плоскими фасадами зданий это был беспрецедентный случай. Сочетание плавных линий придает легкость архитектурному ансамблю, который был в то время зажат в тесной улочке. Обустройство площади Королевы позволило, наконец, открыть перспективу на этот великолепный резной фасад, выполненный Франсиско Вергара и другими мастерами, а также на башню Мигелете.
Там, где во времена вестготов стояла епископальная церковь, где позже мусульмане построили огромную мечеть, в настоящее время возвышается собор, более известный среди жителей Валенсии как "Сеу" - Святое место. Строительство собора началось в 1262 г. в духе готической и цистерианской архитектуры и продолжалось до XVIII в. Архитектурный ансамбль сочетает в себе большое разнообразие стилей. Эклектику архитектуры нетрудно заметить при внешнем осмотре здания, трех входных ворот и прочих элементов.
Собор выходит на площадь Святой Девы Апостольскими вратами. Арочная конструкция ворот характеризуется чистотой линий, ее строительство относится к первой половине XIV в., автор, предположительно, Николас де-Аутона.
Под сводами арки по четвергам, ровно в полдень собирается "Водный трибунал". Нет сомнений, что это старейшее судебное учреждение во всей Европе. Известно, что его заседания проводились еще в конце IX в. Трибунал выносит решения по спорным вопросам распределения воды, идущей на орошение валенсийской долины. Решение принимается сразу же, только в устной форме и на валенсийском наречии. Решения неукоснительны и не подлежат пересмотру. Арка собора и боковая сторона базилики Святой Девы Отверженных разделены небольшой улочкой. Ее украшают аркады, построенные в 1566 г., и часовенка, огражденная решеткой. Согласно легенде, в ней отслужили первую мессу после завоевания города Иаковом I. На уровне апсиды, на площадь Альмоины выходят Дворцовые врата, самые древние, построенные в конце XIII в. Архитектура ворот отличается позднероманским стилем, круглыми арками и капителями, украшенными сценами Ветхого завета. Необычен козырек ворот, он опирается на четырнадцать консолей, каждая в форме человеческой головы. Они символизируют семь свадеб, сыгранных по монаршей воле Иакова I. Чтобы пополнить население завоеванного христианского города, король приказал выдать замуж за своих воинов семьсот девушек из Лериды.
Наконец, на площадь Королевы выходят врата "дес-Ферс". Они служат главным входом в церковь. Их строительство было предпринято в 1703 г. Немецкий архитектор Конрад Рудольф следовал образцам итальянского барокко XVII в., под явным влиянием Бернини. Врата были задуманы в виде ретабло из резного камня с выпуклыми и вогнутыми линиями. В испанской архитектуре с традиционными плоскими фасадами зданий это был беспрецедентный случай. Сочетание плавных линий придает легкость архитектурному ансамблю, который был в то время зажат в тесной улочке. Обустройство площади Королевы позволило, наконец, открыть перспективу на этот великолепный резной фасад, выполненный Франсиско Вергара и другими мастерами, а также на башню Мигелете.
Ставшая символом города башня Мигелете была задумана как колокольня собора, хотя с самого начала отделена от него. Башня 50 метров высоты представляет собой восьмиугольник в основании, состоит из четырех частей и целиком выполнена из камня. Строительные работы были начаты в 1376 г. под началом Андреу Хулиа, которого вдохновила красота соборной колокольни в Лериде. В 1414 г. его сменил Пере Балагер, он украсил верхнюю часть башни великолепным геометрическим рисунком. Позже, в XVII в. башня была дополнена шпилем, что увеличило ее общую высоту еще на десять метров. Большой колокол был освящен 29 сентября 1418 г., в Михайлов день, поэтому-то уменьшительное название башни происходит от имени этого архангела. На валенсийском наречии имя звучит как "Мигелет", с течением времени оно стало звучать как "Микалет". Внутри башни есть винтовая лестница, 207 ступеней, вырубленных из каменных блоков, поднимаются к смотровой площадке у основания шпиля. Это очень удобное место для осмотра панорамы города, потому что в течение долгого времени башня была его самым высоким зданием.
Перед тем как войти в собор, задержимся у входа, чтобы осмотреть снаружи верхний фонарь, великолепное произведение готического искусства, основание - начало XIV в., второй уровень - XV в. Восьмиугольник фонаря образован красивыми резными окнами. Не меньший интерес представляет вид фонаря изнутри.
Интерьер собора был сильно изменен в XVIII в., когда он был декорирован в неоклассическом стиле, Во время полной реставрации собора, проведенной в последние годы, был восстановлен его первоначальный готический стиль. Однако ввиду большой ценности и великолепия барочного убранства апсиды и неоклассического декора боковых часовен они также были сохранены. Наибольший интерес посетителей вызывает, безусловно, капитульный зал и часовня Святого потира. В часовне хранится чаша, которой поклоняются как святыне, потому что, по преданию, Иисус Христос пил из нее во время Тайной вечери. Потир выставлен со стороны фасада в стиле пылающей готики XV в. Великолепное произведение искусства имеет форму алтаря, выполненного из резного алебастра итальянским мастером Джулиано Поджибонси. На стене висят цепи, которыми закрывался вход в Марсельский порт. Корабли Альфонсо VI Великого прорвали их и захватили город в 1423 г.
Боковая дверь ведет в соборный музей, хранящий прекрасные сокровища: полотна Висенте Массипа и Хуана де Хуанеса, две картины Гойи, дарохранительницу для хранения гостии - "Тела Христова", выполненная в период 1942 - 1955 гг. взамен прежней, утрачен во время пожара и разграбления в 1936 г. Еще одна реликвия хранится в главном алтаре: это рука святого Висенте-мученика, покровителя Валенсии. В крытой галерее можно увидеть восхитительное изваяние Святой Девы на престоле (Verge de la cadira), XV в., а также живопись по дереву художника Янеса из Альмедины и Фернандо де лос Льянос - двенадцать больших картин, расположенных над вратами за алтарем. Они служат обрамлением для статуи Святой Девы Порта Коэли - шедевра валенсийского скульптора Игнасио Вергара. Наконец, прежде чем выйти из храма, отдадим дань уважения тем выдающимся деятелям из Валенсии, которые здесь погребены: это Аусиас Марч, Грегорио Майанс, Перес Байер и другие.
Базилика Святой Девы Отверженных
Ежегодно во второе воскресение мая ревностное почитание Святой Девы накаляется до предела. В этот день празднуют "Преображение" Богоматери, праздник проходит шумно и с блеском. Статую переносят из ниши, где она хранится, в собор. Ее передают из рук в руки, ни разу не опуская на землю, под одобрительные возгласы толпы. После полудня начинается шествие. Как всегда, во время валенсийских праздников, основная роль отводится цветам. Главный фасад базилики украшается огромным ковром из цветов, во время шествия со статуей жители города приветствуют ее и осыпают ее с балконов лепестками роз.
Второй выход статуи Богоматери происходит в марте, во время "фальяс" - традиционного праздника, сопровождаемого подношением цветов Святой Деве. К концу дня образуется целая гора подаренных букетов и венков, их укладывают так, чтобы получился большой красивый ковер.
Женералитат
Затем он стал органом представительской власти, Советом депутатов Кортесов. Работы по строительству дворца, предназначавшего для Женералитата, начались в 1482 г., руководил ими Пере Конте, тот же архитектор, который построил Биржу. Центральная часть здания, самая старинная, была завершена в 1510 г. Хуаном Корбера и Хуаном Монтано, тем самым, который позже построил правую башню, выходящую на площадь Святой Девы. Возведение башни началось в 1518 г. в стиле готики и ренессанса и было окончено в 1585 г. завершением в духе архитектуры Эрреры. Наконец, в период 1940 - 1952 гг. по старинным чертежам была восстановлена вторая башня, смотрящая на площадь Манисес. Парадный вход дворца, со стороны улицы Кабальерос, ведет во дворик ("патио"), типичный для валенсийских господских домов периода готики. Этот дворик один из красивейших в городе. Направо, на уровне антресолей первой башни, расположен Золотой салон. Его название происходит от великолепного кессонного потолка в стиле ренессанс, выполненного мастером Гинесом Линаресом и позолоченного Хауном Кардона и другими мастерами. Это шедевр валенсийского прикладного искусства XVI в. Рядом с Золотым салоном находится небольшой зал, также украшенный роскошным кессонным потолком. Его изготовил Линарес, но завершил работу мастера его сын Педро. Роспись и позолота выполнены Луисом Мата. Работа относится к периоду 1535 - 1583 гг.
Толедо
Корона Испании и свет всего мира" - так когда-то называли Толедо , древнюю столицу Испании. История Толедо тесно переплетена с историей Испании. Город был одним из важных духовных и политических центров страны и одним из первых поднялся на борьбу против мусульманского гнета. Несмотря на то, что король Филипп II перенес столицу в Мадрид, от славного прошлого Толедо осталось множество великолепных памятников и особая вневременная атмосфера города.
Толедо с 534 г. стал столицей королевства вестготов. Захватившие Толедо и позже принявшие христианскую религию вестготы пользовались римскими зданиями как материалом для постройки церквей и монастырей.
Став столицей вестготского королевства, Толедо превратился в один из главных городов Европы. Новая столица, сильно пострадавшая при борьбе римлян с вестготами, по свидетельству современников, стала быстро обстраиваться. Особенно много строилось церквей или монастырей. В молодом королевстве, недавно принявшем христианство, сперва в виде арианства, а позднее католицизма, духовенство сумело взять в свои руки все нити политической жизни страны.
В 1858 г. в Гуаррасаре - небольшом местечке вблизи Толедо - была открыта сокровищница одного из вестготских королей. Здесь хранились диадемы, золотые и серебряные короны, кресты, чаши, предметы культа, разнообразная посуда, украшенные алмазами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными камнями. Обилие драгоценных предметов прикладного искусства указывает на пышность дворцового церемониала вестготских королей.
Королевство вестготов пало в результате нашествия арабов.Их наступление на Европу ускорил заговор группы вестготских аристократов во главе с графом Юлианом против последнего короля вестготов Родриго.
Получив известие о нашествие арабов, Родриго двинул свои войска им навстречу. 19 июня 711г. состоялась знаменитая битва при Херес-де-ла Фронтера, в которой войска короля Родриго потерпели сокрушительное поражение.
Толедо с 534 г. стал столицей королевства вестготов. Захватившие Толедо и позже принявшие христианскую религию вестготы пользовались римскими зданиями как материалом для постройки церквей и монастырей.
Став столицей вестготского королевства, Толедо превратился в один из главных городов Европы. Новая столица, сильно пострадавшая при борьбе римлян с вестготами, по свидетельству современников, стала быстро обстраиваться. Особенно много строилось церквей или монастырей. В молодом королевстве, недавно принявшем христианство, сперва в виде арианства, а позднее католицизма, духовенство сумело взять в свои руки все нити политической жизни страны.
В 1858 г. в Гуаррасаре - небольшом местечке вблизи Толедо - была открыта сокровищница одного из вестготских королей. Здесь хранились диадемы, золотые и серебряные короны, кресты, чаши, предметы культа, разнообразная посуда, украшенные алмазами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными камнями. Обилие драгоценных предметов прикладного искусства указывает на пышность дворцового церемониала вестготских королей.
Королевство вестготов пало в результате нашествия арабов.Их наступление на Европу ускорил заговор группы вестготских аристократов во главе с графом Юлианом против последнего короля вестготов Родриго.
Получив известие о нашествие арабов, Родриго двинул свои войска им навстречу. 19 июня 711г. состоялась знаменитая битва при Херес-де-ла Фронтера, в которой войска короля Родриго потерпели сокрушительное поражение.
Арабское нашествие стремительно распространялось по всему Пиренейскому полуострову. Мавры покоряли город за городом. Они стремились к королевской столице Толедо, куда после поражения бежала часть войска короля Родриго. Узнав о приближении вражеского войска, толедцы начали готовиться к обороне. Но предательство одного из жителей дало возможность арабам пробраться за стены города. Но и тогда часть горожан не сложила оружия, а, укрывшись в одной из церквей, долго выдерживала осаду неприятеля. И только когда арабы узнали, где находится тайный колодец, снабжавший осажденных водой, и отвели от него воду, последние защитники Толедо сдались.
Арабы называли Толедо "Толайтола". Средневековый арабский географ Идриси сообщает, что Толедо был замечателен своей величиной, богатством и числом жителей не только в его время, но и в эпоху завоевания (VII в.). Уже тогда это был процветающий город. Арабы нашли в нем "изобилие продовольствия и неисчислимые богатства".
Несмотря на частые восстания жителей Толедо против завоевателей, они не смогли не подпасть под влияние арабской культуры, тем более что многие из толедцев, сохраняя свою религию, приняли язык и нравы арабов, в силу чего получили название "мосарабов". Толедцы восприняли художественные традиции арабов, нашедшие выражение в на редкость живописном мавританском стиле "мудехар" с его пристрастием к обилию декоративных украшений, сказочному богатству и многообразию орнаментики, красочности изразцов и причудливой резьбы по дереву.
Завоеватели-арабы украсили Толедо многочисленными дворцами и мечетями. Особенно много строили в то время, когда в борьбе арабов с непокорными толедцами случались периоды затишья и жизнь переходила в более мирное русло. Так было при эмире Хакеме II (961-976) и при Ал-Мамлюке (2-я половина XI в).
Борьба толедцев с маврами продолжалась с переменным успехом до взятия Толедо испанцами в 1085 г. Временами она принимала крайне ожесточенный характер, особенно когда война объявлялась священной.
В 1085 г., после продолжительной осады под предводительством короля Альфонса VI, Толедо был взят войсками испанцев. Через ворота Бисагра войска Альфонса победоносно вступили в Толедо, и знамя испанцев было водружено над Алькасаром - дворцом мавританских властителей. Три года спустя король сделал Толедо своей резиденцией. Толедо оставался столицей Испании до середины XVI в., в итоге уступив первенство Мадриду.
Став столицей Испании, Толедо играл ведущую роль в реконкисте. Здесь формировались главные военные соединения испанцев, направлявшиеся на борьбу с маврами. В Толедо съезжались рыцари из всех христианских государств Европы, чтобы сразиться с маврами. В Толедо были основаны известные духовно-рыцарские ордена Испании, имевшие большое значение для успеха реконкисты: орден Сантъяго - орден апостола Иакова, покровителя Испании, орден Калатравы и другие. Толедцы сыграли решающую роль в битве с войском арабов, посланным халифом Кордовы, не желавшим мириться с потерей Толедо.
Толедо стал богатейшим городом средневековой Испании и главным очагом ее литературной, художественной и научной жизни. Здесь складывалась национальная культура Испании, в которой одним из компонентов являлась мавританская культура. В XII в. Толедо считался одним из научных центров Европы. Особенно прославилась школа переводчиков, основанная Раймундом - архиепископом Толедо. В школе переводили с арабского языка произведения греческих и римских авторов (Аристотеля, Платона и других).
Со времен римлян, а может быть и ранее, Толедо славился мастерами оружейного дела. Клинки сабель, шпаг и ножей толедского производства ценятся в наши дни почти так же, как и в средние века. Имеется свидетельство, доказывающее, что оружие изготовлялось в Толедо еще до завоевания арабами. Среди ценных вещей, составлявших богатую добычу победителей, по словам Идриси, имелось 1000 клинков дамасской стали.
Просмотров: 7610