КАК ПУТЕШЕСТВОВАТЬ АВТОСТОПОМ?
Есть несколько требований, соответствие или несоответствие которым показывает твою готовность к этому приключению. Итак, если ты считаешь, что за все нужно платить деньгами, для тебя неприемлема чужая помощь, поскольку она унижает твое достоинство – никогда тебе не быть стопщиком. Во всех других случаях – у тебя есть вполне реальный шанс стать им.
Помни, автостопщик едет не как клиент, а как друг, всегда готовый составить компанию и разделить все тяготы дороги, оказать посильную помощь. На примере: если в дороге сломается машина, автостопщик не будет сидеть в кабине, где сухо и тепло, а выйдет и поможет или хотя бы постоит рядом с водителем (даже если на улице дождь и ветер).
Еще момент, вопреки расхожим мнениям о «тяжких временах», когда на каждом углу режут и убивают (и автостопщик – претендент № 1 на роль жертвы во всех мыслимых и немыслимых кровавых сценах), в практике автостопа избиения и грабежи по отношению к стопщикам настолько редки, что эта тема даже не заслуживает внимания. Возможность пострадать от различных криминальных поползновений немногим больше, чем возле родного подъезда. Но присутствует возможность пострадать в аварии.
Насильно в автостопщики тебя никто не записывает, а если тебе очень хочется, но останавливает фактор аварий, помни, очень многое будет зависеть и от тебя. Чтобы снизить этот риск, нужно лишь следовать некоторым правилам:
- Пристегивайся ремнями безопасности
- Не садись в машину к пьяному водителю и к латентному самоубийце (это видно по манере вождения)
- Говоря – говори, но приглядывай за дорогой
- Ночью же приглядывай за водителем, чтоб не задремал
Автостоп в двойках по скорости не намного ниже, чем автостоп "в одно лицо". Только при таком передвижении отметается куча транспорта с одним сидячим местом (грузовиков и т.д.). Но преимущества движения в двойках достаточно существенны – можно ехать круглосуточно (пока один спит, другой поддерживает беседу с водителем). Для первого опыта лучше выбирать маршрут небольшой протяженности (100-200 км), который дублируется автобусами или электричками (на всякий случай). Лучше, надежнее и быстрее автостопить на дорогах федерального значения.
Теперь более практические советы. В теплое время года лучше не стопить в промежуток с вечера пятницы до утра понедельника (включительно). Сам, наверное, догадался, что это время – время дачников, на своих загруженных детьми, кошками, женами и всяким скарбом они мчат на свои же 12 соток, и им не до твоих проблем, да и место для тебя они вряд ли найдут.
Когда ты окажешься на трассе, выбери позицию, т.е. место для голосования. Если тебя видно с достаточного расстояния, а при остановке рядом с тобой не создается аварийная ситуация (дорога достаточно широкая, нет помех поблизости) – позицию ты выбрал правильно. Немаловажную роль в твоем успехе играет скорость машины, чем она меньше, тем больше шансов у тебя поймать ее. А посему выбирай такой участок, где водитель будет вынужден снижать скорость – перед поворотом, перекрестком, переездом, постом, крупными дефектами дороги.
Но не стой перед развилками менее чем за километр (в правую полосу перестраиваются машины, которые собираются свернуть). Не выбирай позицию рядом со знаком «Остановка запрещена» (красный крест на синем фоне), даже если позиция соответствует всем остальным положительным требованиям. Если рядом с местом твоей дислокации есть кафешка, заправка, стоянка, где тусуются дальнобойщики, попросись ехать с ними.
Теперь о самом важном – о жестах, с помощью которых голосуют. Самый простой и традиционный жест – рука с раскрытой к водителю ладонью, поднятая перпендикулярно телу. Традиционный для запада жест – кулак с оттопыренным вверх большим пальцем – у нас пока не прижился (малоизвестен), табличка из картона с наименованием нужного пункта – тоже (привлекает таксистов, которые хотят подзаработать). Хотя сам жест не столь важен, важны энтузиазм, энергичность, веселость и жизнерадостность в твоем облике и жестах.
Голосуя, будь уверен, что автомобиль остановится. Не уподобляйся тюленям, которые поднимают руку с безвольно висящей кистью, которая напоминает ласту, а во всем их облике чувствуется леность. Также не нужно стоять подобно шлагбауму (неподвижно, не шевеля рукой и устремив печальный взор вдаль). Выбери из потока конкретную машину и голосуй по ней, направив взгляд прямо в глаза водителю; голосуй именно ему. Выбирать машину нужно исходя из интуиции, тактики и вероятности успеха.
Тактика может быть только двух видов: перемещение на любое расстояние, какое будет предложено, или ожидание подходящих машин, чтобы пересадок было как можно меньше. Если ты выбрал первый путь, будь готов к тому, что ехать будешь медленно, потому что будешь часто попадать в невыгодные позиции. Если второй – можешь очень долго ждать. Совет: попробуй найти «золотую середину» – движение по определенным ключевым позициям (крупным городам). Примерно определить пункт, куда движется автомобиль, можно по номеру региона на номерах машины.
Да, и еще, помни, что ты решил устроить себе маленькое приключение, не допускай негатива, не нервничай и не торопись. Не надо «материть» проехавших мимо и не остановившихся водителей – тебе никто ничего не должен. Негативные мысли, хмурое настроение значительно ухудшает стоп, даже если тебе кажется, что ты все отлично скрываешь.
В ответ на свои жесты ты можешь получить и жесты от водителей (здесь нет никакого похабного подтекста): жест, указывающий в сторону, означает – «скоро сворачиваю»; круговые движения рукой – «так, кручусь вокруг»; жест, указывающий на сиденье – «Здесь кое-что поважней тебя» или «напарник спит»; махание рукой – «и тебе привет, приятель!». Если все проезжают мимо с каменными лицами, значит, ты что-то делаешь не так. Если же тебе срочно нужно уехать с этого проклятого места хотя б на пару км, нужно успеть быстро ответить жестом на жест (на первый жест «сворачиваю», покажи, что тебе только до поворота).
Если ты голосуешь ночью. Несколько импульсов налобным фонарем, когда ты только увидел машину, равнозначны жесту рукой. Еще вариант – голосовать катафотом (светоотражателем) в ладони – направить его перпендикулярно свету фар, когда ты попадешь в свет фар, при этом импульсы фонарем не прекращай. Если машина остановилась за тобой (ты уже не в свете фар), включи фонарь, чтобы водитель видел твои перемещения. А при разговоре с водителем фонарь лучше выключить, чтобы не светить ему в глаза. Итак, машина только показалась, она сравнительно далеко – пару раз мигни налобником. Когда машина несколько приблизилась – упругим жестом предложи водителю остановиться (ладошка с не красным катафотом вперед), излучай уверенность в себе и в обстановке.
При разговоре с водителем не забудь его поприветствовать. Если это личная машина (водители грузовиков денег никогда не берут), объясни, куда тебе нужно ехать и дай понять, что хочешь ехать без денег (в отличие от города, на трассе подразумевается именно такой способ). Если водитель хочет денег, он, как правило, сразу говорит об этом. Если так получается, не упрашивай его, скажи «Извините, я автостопом» и попрощайся. Если водитель спрашивает «Без денег?», скажи «Да, я автостопщик». Не реагируй на лекции о том, что сейчас за так никто не возит, улыбнись про себя – этот человек просто не знаком с действительностью. Помни статистику: на трассе около 5% – явные таксисты, 87% - явные нетаксисты, остальные – нечто среднее; в городе ситуация прямо противоположная.
В общем, первая фраза (после приветствия, естественно) должна быть расплывчатой «Можно с вами сколько-нибудь по дороге?», «Можно с вами в сторону Воронежа?». Частицу «не» лучше не употреблять, можно, на всякий случай, добавить слово «автостопом».
Если в пути водитель начинает разговор, старайся его поддерживать (разговор, в смысле). Слушай внимательно, помедитируешь дома, разве можно упускать возможность пополнить свой запас знаний историями, полезными сведениями, советами, житейской мудростью, наконец. Если же водитель молчит, попытайся завязать беседу – обсуди с ним погоду, дорогу, машину, последние события. Но, если разговор не клеится – лучше не навязывайся (бывает так, что люди боятся отвлечься от дороги). Некоторым необходимо, чтобы их выслушали, что ж, придется на некоторое время стать аналитиком, слушай с вниманием и пониманием. Избегай тем политики, религии, музыкальных и спортивных пристрастий – тут можно легко не сойтись во мнениях с водителем. Выйдя из машины, попрощайся и пожелай счастливого пути.
Просмотров: 4979